Профессиональная  программа  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 050144 Дошкольное образование.

Организация-разработчик: ГБПОУ Туймазинский  педагогический колледж

 

Разработчики:

заместитель директора по УР Китова Н.А.,

методист Балабанова Л.А.

 

 

Согласована с ПЦК общепрофессиональных дисциплин  колледжа

Протокол заседания  ПЦК общепрофессиональных дисциплин

№____ от ________ 2015г

  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа составлена на основе ФГОС СПО  по специальности 050144 Дошкольное образование.

Цель: совершенствование профессиональных компетенций  помощников воспитателей в области  социально-личностного развития дошкольников.

В Программе учтены основные  требования федеральных государственных образовательных стандартов   дошкольного образования.

ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.

ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание.

ПК 2.4. Организовывать общение детей.

ПК 4.4. Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними.

ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.

Требования к результатам освоения:

С целью овладения  соответствующими профессиональными компетенциями слушатель должен:

уметь:

  • подбирать формы, методы, средства социально-личностного воспитания;
  • планировать и реализовывать формы совместной деятельности с родителями
  • определять цели, задачи, содержание, методы и средства руководства игровой, трудовой деятельностью детей;
  • определять педагогические условия организации общения детей;
  • общаться с детьми, использовать вербальные и невербальные средства стимулирования и поддержки детей, помогать детям, испытывающим затруднения в общении;
  • анализировать педагогические условия, способствующие возникновению и развитию общения, принимать решения по их коррекции;

знать:

  • основные понятия: социализация, индивидуализация, идентификация, гендер, интеграция, социальная компетентность;
  • факторы и механизмы социализации;
  • технологии здоровьесбережения;
  • формы, методы, приемы организации социально-личностного воспитания;
  • теоретические основы и методику планирования различных видов деятельности и общения детей;
  • основы организации бесконфликтного общения детей и способы разрешения конфликтов;

 

Требования к уровню подготовки слушателей, на обучение которых рассчитана Программа, состоят в следующем:

 предварительное знакомство с текстом ФГОС;

 

Сфера применения слушателями полученных профессиональных компетенций, умений и знаний является воспитательный процесс в ДОУ: его профессиональное саморазвитие.

 

Количество часов на освоение программы:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе:

-обязательной аудиторной учебной нагрузки слушателя 36 часов;

-теории-5ч,

-практики -31ч.

-самостоятельной работы -36ч

 

 Структура профессиональной программы

Структура профессиональной программы определяется Федеральными государственными требованиями  к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации учебно-вспомогательного персонала и включает в себя следующие части и  учебные разделы: «Основы законодательства Российской Федерации в области образования»; «Социально-психологическое сопровождение воспитательного процесса».

Логика профессиональной программы соответствует ФГОС дошкольного образования.  Содержание изучается по образовательным областям стандарта и учитывает потребности и особенности работы в ДОУ.

Организация работы по дополнительной профессиональной программе

Организация работы по программе осуществляется в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 1 июля 2013 г. N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам."  Срок обучения – 72 часа.  Образовательная деятельность слушателей  предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции и практические занятия, лабораторные работы, консультации, выполнение аттестационной проектной работы. Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.

Занятия проводятся в группах с количеством слушателей 25 человек.

Требуемый начальный уровень подготовки

Слушатель курсов должен:

-знать текст ФГОС ДО.

Освоение профессиональной программы завершается итоговой аттестацией слушателей  в виде зачёта. Лицам, успешно освоившим соответствующую профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение  установленного образца.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Раздел 1. Основы законодательства Российской Федерации в области образования

1.1.         Нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность в области образования  5ч

Государственная политика в образовании. Программа экономического развития России до 2020 года. Национальные проекты «Образование». Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании».

Общие требования к содержанию образования. Дошкольное образование.Особенности применения трудового законодательства в системе образования. Право на занятие педагогической деятельностью. Трудовой договор с работниками образования (заключение, расторжение). Основания ограничения для занятия педагогической деятельностью. Особенности оплаты труда работников образовательных учреждений. Рабочее время и время отдыха педагогических работников. Особенности дисциплинарных отношений.Защита прав и законных интересов образовательного учреждения.  Права и социальная защита воспитанников, воспитателей.  Охрана здоровья воспитанников. Права и обязанности родителей, законных представителей ребенка. Права, социальные гарантии, льготы работников образовательных учреждений. Обязанности и ответственность обучающихся и работников. Меры дисциплинарного взыскания.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАЗДЕЛА 1

В результате освоения раздела  слушатель должен:

знать:

изменения законодательства Российской Федерации в области образования;

уметь:


актуализировать свою профессиональную деятельность в соответствии с изменениями законодательства Российской Федерации в области образования.

 

Раздел 2. Социально-психологическое сопровождение воспитательного процесса

2.1. Организация мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей 5ч

Здоровьесберегающая среда, способы сохранения здоровья детей. Физическое воспитание детей раннего возраста. Характеристика особенностей развития организма ребёнка и возможности освоения им движений. Реализация цели, задач и содержания работы помощника воспитателя по освоению детьми движений. Методические особенности и формы обучения детей движениям. Организация режима дня в группах: вариативность и гибкость режима. Индивидуализация режима. Формирование у ребенка культуры поведения и навыков самообслуживания: воспитательная работа во время режимных процессов.

Практическая работа:

Анализ требований к условиям реализации ФГОС

Самостоятельная работа:

- Изучить в  программе «От рождения до школы»  образовательные области «Здоровье» и «Физическая культура»

2.2. Возрастные психологические особенности детей дошкольного возраста 8ч

Возрастные психологические особенности детей дошкольного возраста в примерных основных общеобразовательных программах дошкольного образования. Успешная адаптация ребенка в ДОУ как условие успешной социализации. Организация педагогического процесса по социально-личностному развитию детей. Средства, методы и приёмы адаптации детей.

2.3. Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения 8ч

Современные формы работы с родителями в группах. Цель и задачи, основные направления взаимодействия с родителями. Технология планирования работы с семьями. Нетрадиционные способы проведения традиционных форм работы с родителями.

2.4. Особенности игровой деятельности 10ч

Игра как средство развития ребенка. Своеобразие игры дошкольников как деятельности Социальное назначение игры, основные концепции игры. Психолого-педагогические  основы развития игровой деятельности детей дошкольного возраста. Связь игры с другими видами деятельности. Этапы становления игровой деятельности Традиционная и современная классификация игр. Современные требования к организации игровой деятельности детей в ДОУ. Особенности использования игры в разных возрастных группах.

 

Практические занятия

Анализ задач и содержания игровой деятельности в современных дошкольных образовательных программах

Составление таблицы методических приемов руководства  сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста.

Самостоятельная работа

Составление рекомендаций для родителей о создании условий для творческих игр детей

Интернет-ресурсы

Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mon.gov.ru/

Российский общеобразовательный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.school.edu.ru/default.asp.

http://www.dissercat.com интеграция изобразительной и театрально-игровой деятельности

http://www.lib.ua-ru.net Формирование творчества у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

http://referat-shop.com Научно—теоретические основы развития системы валеологического образования младших школьников

http://www.nauka-shop.com Формирование творчества у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром

http://les5125.narod2.ru Теоретические основы организации подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста

http://alldisser.com Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста

http://www.firo.ru/progr/spo Теоретические основы трудовой деятельности дошкольников и методика ее организации. Теоретические основы продуктивных видов деятельности детей

http://www.dissland.com Теоретические основы воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста

http://www.phido.ru Теория и методика дошкольного обучения

http://tpk.do.am Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста

http://www.dissercat.com Теория и практика решения задач по художественной обработке

http://knigi.tr200.ru Теория и методика музыкального воспитания дошкольников

http://books.marketdigest.ru Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного

http://www.disszakaz.com Психолого-педагогическая коррекция общения старших дошкольников

 

http://center-yasenevo.mosuzedu.ru Педагогические основы коррекционно-развивающей работы с детьми.